Каппони Вера, Новак Томас - "Сам себе психолог" (избранные главы).

Первая помощь в острой стрессовой ситуации 

1) Первое и главное правило гласит, что в острой стрессовой ситуации не следует принимать никаких решений, равно как и пытаться их принимать (исключение составляют стихийные бедствия, когда речь идет о спасении самой жизни).
2) Прислушайтесь к совету предков: сосчитайте до десяти.
3) Займитесь своим дыханием. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох осуществляйте крайне постепенно, также через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с вашим дыханием.
Дальнейшие события могут развиваться двумя путями.
а) если стрессовая ситуация застигнет вас в помещении
4) Встаньте, если это нужно и, извинившись, выйдите из помещения. Например, у вас всегда есть возможность пойти в туалет или в какое-нибудь другое место, где вы сможете побыть один.
5) Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой (что касается туалета, то, как правило, это вполне реально).
6) Медленно осмотритесь по сторонам, даже в том случае, если помещение, в котором вы находитесь, хорошо вам знакомо или выглядит вполне заурядно. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид.
7) Затем посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите. Когда вы в последний раз вот так смотрели на небо? Разве мир не прекрасен?!
8) Набрав воды в стакан (в крайнем случае - в ладони), медленно, как бы сосредоточенно выпейте ее. Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.
9) Выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч и на выдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи, так чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за своим дыханием. Продолжайте делать это в течение одной-двух минут. Затем медленно выпрямитесь (действуйте осторожно, чтобы не закружилась голова).
б) если стрессовая ситуация застигнет вас где-либо вне помещения
4) Осмотритесь по сторонам. Попробуйте взглянуть на окружающие предметы с разных позиций, мысленно называйте все, что видите.
5) Детально рассмотрите небо, называя про себя все, что видите.
6) Найдите какой-нибудь мелкий предмет (листок, ветку, камень) и внимательно рассмотрите его. Разглядывайте предмет не менее четырех минут, знакомясь с его формой, цветом, структурой таким образом, чтобы суметь четко представить его с закрытыми глазами.
7) Если есть возможность выпить воды, воспользуйтесь ею - пейте медленно, сосредоточившись на том, как жидкость течет по вашему горлу.
8) Еще раз проследите за своим дыханием. Дышите медленно, через нос; сделав вдох, на некоторое время задержите дыхание, затем так же медленно, через нос, выдохните воздух. При каждом выдохе концентрируйте внимание на том, как расслабляются и опускаются ваши плечи. Приятное ощущение, не правда ли? Насладитесь им!
В качестве первой помощи этого вполне достаточно. В день, когда вы попадете в острую стрессовую ситуацию, не принимайте никаких решений. Попробуйте заняться каким-либо простым видом деятельности: постирайте белье, приберитесь в квартире, вымойте окно. Или, скажем, возьмите калькулятор и подсчитайте, сколько дней, часов, минут и секунд вы живете на свете.
Разумеется, не повредят умеренные занятия спортом или прогулка - словом, любая деятельность, требующая физической активности и сосредоточения, но, опять же, не перебарщивайте. Читать, слушать музыку мы вам не рекомендуем, во всяком случае, не каждому. Отдельным лицам помогают чтение и прослушивание музыки. Но большинство людей приходит после этого в такое состояние, в котором они совершенно не могут сосредоточиться и размышлять над своими проблемами.
Как было тонко подмечено, человеческая жизнь хоть и не состоит из одних проблем, однако не напоминает и прогулку по цветущему саду роз. Опасности подстерегают нас на каждом шагу. Большая часть людей так или иначе попадает в острые стрессовые ситуации, но с распространенными, в том числе и серьезными трудностями индивиды с нормальной психикой обычно справляются. Буря пронесется, и вновь выйдет солнышко. Хуже дело обстоит с теми, у кого внутренний барометр постоянно показывает "пасмурно с кратковременными дождями".

Как быть с депрессиями!

Во-первых, перелистайте несколько страниц назад и повторите наши самоистязательские игры. Дабы просто уяснить себе, что вам строго воспрещается.
Когда человек в чем-нибудь ущемлен, он хочет получить что-либо взамен (действительно, надо же мне что-то поиметь за свои лишения). Итак, задумайтесь, приносит или приносило ли в прошлом выгоду ваше депрессивное состояние?
Человек - существо сообразительное, и если та или иная форма поведения оправдывает себя, то у него возникает желание испытать все это повторно. Особенно, когда он оказывается при этом в выигрыше. Вместе с тем человек отличается стереотипным мышлением, и нередко он совершает поступки, руководствуясь позитивным опытом прошлого, что в настоящий момент не обязательно принесет ему пользу.
Например, некоторые родители настолько заняты своей работой, что при всей своей любви к детям уделяют им внимание только в тех случаях, когда у их любимых чад возникают какие-нибудь проблемы. Собственно, это начинается с самого рождения ребенка. Плачущему чаду внимание уделяют и мать, и другие родственники. Если же ребенок спокоен, доволен, то мать занимается иными делами, зачастую по той простой причине, чтобы "все успеть". И маленький человек начинает понимать, что добиться исключительного внимания матери к себе легче всего посредством грусти и жалоб. В этот момент у матери всегда находится свободное время. И тогда наступают минуты дружеской беседы, а стало быть, и "награды".
Точно так же ребенку уделяют время другие немаловажные персоны. Скажем, расплачется он в школе - и тотчас привлечет к себе внимание и заинтересует учителей.
Если же подобный жизненный опыт приобретают два индивида, то поначалу их отношения напоминают стройное пение в два голоса на тему: "Жизнь ужасна, как хорошо, что мы любим друг друга". Впрочем, при большой любви довольно и того, если подобную социальную тактику применяет лишь один член пары. А другой, глядя на мир сквозь розовые очки, даже рад, что может "помочь" партнеру. Действует это надежно, хотя и недолго. Окружающих (в том числе и того, кто любит) такой вид общения вскоре начинает тяготить.
В этом случае легко и быстро можно попасть в заколдованный круг. Впав в депрессию, вы отправляетесь на поиски надежного утешителя. Вот только сам утешитель пресыщен своей ролью. К вашему удивлению, вы получаете не столько утешение, сколько более или менее вежливый отказ. Данное обстоятельство усугубляет вашу депрессию. Вы чувствуете себя скверно, никто вас не любит, люди злы, мир отвратителен. Разумеется, вы и раньше догадывались об этом, но теперь убедились окончательно. Вам становится еще хуже. Чем дальше заходит дело, тем меньшую активность вы проявляете. Ничто вас не радует и не интересует. Сами того на осознавая, вы усиливаете свое депрессивное состояние тем, что сидите сложа руки (вот уже и вам лично наскучила ваша депрессия). Это идеальный повод для того, чтобы заполнить свое время самоистязательскими играми. И одновременно это наиболее совершенный способ усугубить депрессию.
Некоторые, конечно, избирают иную тактику. Когда им становится невмоготу и они чувствуют себя ужасно несчастными, никому не нужными, эти люди начинают сами о себе заботиться. К сожалению, таким образом, что вознаграждают себя, к примеру, тем, что делают покупки, которых не могли себе позволить при обычных обстоятельствах (тут все зависит от материального достатка), - речь может идти о бриллиантовом перстне или же о скромной порции мороженого. И вновь несчастные извлекают выгоду из депрессии - словом, все опять получилось. А затем можно сыграть в "Дядюшку Бы" (будь я более волевым человеком, я не бросал бы деньги на ветер...), и депрессия войдет в новую стадию.
Это вам не перпетуум мобиле. Речь идет о более производительном механизме, поскольку его обороты не монотонны, а набирают силу. Кроме того, он, в отличие от вечного двигателя, действует не сам по себе на основе первоначального импульса, как это может показаться на первый взгляд. Данный механизм поглощает вашу энергию, которой вам будет крайне недоставать впоследствии. Как же выбраться из создавшегося положения? Люди разные, и, полагаем, у каждого есть право выбора.

Как выйти из депрессии (руководство для рационалистов)

Следовало бы уяснить, какие выгоды дает нам депрессия. Живите, как жили, разве что добавьте к своим вечерним занятиям "инвентаризацию". Каждый вечер садитесь за стол и записывайте, когда вы чувствовали себя плохо и каким образом вы были за это вознаграждены (не имеет значения, исходило это от вашего окружения или от вас лично). Если у вас прирожденный талант к систематизированию, можете усложнить подход (а тем самым и усовершенствовать его). Сделайте для себя нижеследующую таблицу и во время своей вечерней инвентаризации отмечайте в ней то, как вы себя чувствуете в данный момент.
Таким образом заносите данные в течение одного месяца. По окончании внимательно просмотрите свои записи. Вы чувствовали себя все хуже или ситуация изменилась к лучшему? (Если вы не лгали самим себе, то эта процедура должна была на вас подействовать; когда человек начинает размышлять над тем, что именно приносит ему депрессивное состояние, ему обычно перестает нравиться быть в печали).
Через месяц сделайте еще один шаг. Займитесь созданием перечня действий, реализация которых может принести вам удовольствие. Для вдохновения предлагаем вам ознакомиться с избранными положениями инвентаря, разработанного Левинсоном и его коллегами:
1. Побыть на природе.
2. Носить красивую дорогую одежду.
3. Принять активное участие в деятельности какой-либо религиозной или благотворительной организации.
4. Поговорить на спортивные темы.
5. Познакомиться с новыми людьми.
6. Хорошо подготовиться к какому-либо школьному экзамену.
7. Побывать в театре или на концерте.
8. Пойти на рок-концерт.
9. Планировать поездки за город или отпуск.
10. Делать покупки.
11. Купаться.
12. Выполнять какую-либо творческую работу (заниматься живописью, рисованием, лепкой, снимать фильмы).
13. Совершать прогулки по скалам или горам.
14. Читать Библию и другую духовную литературу.
15. Заниматься спортом.
16. Изучать что-либо.
17. Отремонтировать свою комнату или устроить в ней все по-новому.
18. Ходить на спортивные состязания.
19. Читать книги по ведению домашнего хозяйства.
20. Читать беллетристику.
21. Ходить в рестораны и т. п.
22. Послушать лекцию.
23. Выпить рюмку спиртного.
24. Кататься на лодке.
25. Доставить радость родителям.
26. Смотреть телевизор.
27. Играть в карты, шахматы и т. п.
28. Принять участие в семейном торжестве (свадьба, крестины, рождение).
29. Создавать беллетристические произведения.
30. Заниматься животными.
31. Путешествовать на самолете.
32. Знакомиться с природой (ходить по горам, спускаться в пещеры).
33. Бывать в компаниях.
34. Играть на музыкальном инструменте.
35. Кататься на лыжах.
36. Готовить.
37. Поспать.
38. Заниматься внуками.
39. Заниматься прикладным искусством (украшения, керамика и т. п.).
40. Работать в саду, в поле.
41. Потанцевать.
42. Поговорить на философские или религиозные темы.
43. Встречаться с друзьями.
44. Собирать что-либо (грибы, дикорастущие растения,
минералы, природные продукты питания).
45. Сделать дорогую покупку (автомобиль, дом).
46. Помочь кому-либо.
47. Рассказывать анекдоты.
48. Вкусно поесть.
49. Рыбачить.
50. Научиться чему-нибудь новому.
51. Протестовать против негативных социальных, политических, экологических условий.
52. Ощутить присутствие Бога в своей душе.
53. Проводить эксперименты, заниматься другой научной работой.
54. Читать газеты.
55. Заниматься рукоделием (вязать, вышивать и т. п.).
56. Испытывать сексуальное удовлетворение.
57. Признаться кому-то в любви.
58. Воспитывать детей.
Наверняка вам в голову придет и многое другое из того, что способно доставить удовольствие (в оригинальном американском инвентаре триста двадцать позиций). Составьте свой перечень занятий, которым вы охотно посвятили бы себя.
Затем попробуйте подытожить, чем именно и как часто вы занимались на протяжении последних шести недель. Ноль баллов проставляйте в том случае, если событие не имело места, один балл - если в течение данного периода вы испытали нечто подобное от одного до шести раз, и два балла - если более шести раз. Подсчитав общее количество баллов, разделите его на число позиций, включенных в ваш реестр. Скажем, если количество баллов равняется тридцати шести, а потенциально приятных занятий в списке тридцать, то в итоге получается одна целая две десятых. Много это или мало?
Согласно приведенному выше инвентарю, Левинсон оценивал результаты испытуемых лиц в соответствии с их возрастом; чем старше был человек, тем ниже, как правило, оказывался показатель занятий, доставляющих ему радость. У 20- 39-летних итоги в среднем колебались от 0,63 до 1,63 балла, у 40-59-летних от 0,57 до 0,97 балла и у 60-летних и старше от 0,50 до 0,90.
Если ваш показатель существенно отстает от средних величин, то это говорит о не очень-то хорошем расположении духа. Отговорки, будто из-за большой занятости у вас ни на что не хватает времени, в расчет не берутся. Прежде всего по той причине, что люди, примерно равные по возрасту и социальному положению, имеют и приблизительно одинаковые обязанности, тем не менее одни из них способны создать условия для приятного времяпрепровождения, а другие нет.
Говорят, что у человека столько работы, сколько времени он на нее тратит. Справедливо это и в отношении развлечений (которые вовсе не обязательно должны носить поверхностный характер, они могут принести и немалую пользу социальному окружению). Если человек думает только о том, чтобы выполнить все, что, по его мнению, он должен сделать, то он лишает себя многих радостей жизни. Наконец, даже то, что он делает, такой человек выполняет с максимальным напряжением сил и с малой отдачей. Чтобы отдавать, нужно что-то позитивное и получать от жизни, во всяком случае тут должно быть равновесие.
Если вы склонны становиться рабом своих обязанностей, перехитрите себя. Задайтесь целью на первой же из шести последующих недель доставить себе хотя бы одно удовольствие. В дальнейшем увеличивайте их число. Ваша конечная цель - не менее одного удовольствия в день, пусть даже оно будет небольшим. Например, позвольте себе часть пути на работу или с работы пройти пешком и тем временем наблюдайте, что происходит вокруг: какие облака на небе, как светит солнце, как блестит снег или как по весне пробуждается наша природа. Не говорите, будто на это у вас совершенно нет времени. Такое может позволить себе даже мать маленьких детей, направляясь из детского сада в магазин за продуктами. Скажем больше, у нее появляется хорошая возможность и детей приобщить к этому приятному занятию - наблюдать за красотами окружающего мира.
Если вы справились с поставленной перед собой целью (для начала доставить себе одну радость в неделю, а потом увеличивать число удовольствий), вознаградите себя. Но сделайте это только в том случае, если выполнили взятое обязательство. Дело в том, что вы должны научиться поощрять себя за активность, а не за депрессию. Награда может быть какой угодно. Чтобы данный подход возымел действие, вам следует придерживаться следующих основополагающих принципов:
1) Ваша награда самому себе должна действительно принести вам радость.
2) Она должна быть реальной и доступной. Летом, при отсутствии денег для поездки в Альпы, не планируйте катание на санях.
3) Ваша награда должна быть такой, чтобы вы могли получить ее сразу. Она не окажется действенной, если не будет следовать непосредственно за поощряемой формой поведения. Так что никакой наградой, к примеру, не будет являться ваше решение скопить когда-нибудь денег и провести отпуск в Египте.
4) Ваша выгода должна быть достаточно велика, по крайней мере, равноценна усилиям и напряжению, вложенным в достижение цели. Можете выдавать себе небольшие гонорары за промежуточные результаты, а в конце, за полное достижение цели, расплатиться уже сполна.
5) Ваша награда должна быть такой, чтобы вы крепко держали ее в руках. Включение других людей в число награждаемых - дело хорошее, но рискованное. К примеру, пожелав в качестве вознаграждения за труды семейную поездку, вы должны быть уверены, что ваши близкие ничего не имеют против и можно брать их в расчет. Речь не только о том, что в случае, если они откажутся, вы испытаете разочарование. Они могут и согласиться посотрудкичать с вами в деле вашего личностного роста, следовательно, премируют вас поездкой, однако в течение всего путешествия будут выглядеть скучно, давая понять тем самым, что как бы принесли себя в жертву, а это скорее напоминает наказание, нежели награду.
6) Если вы привержены к соблюдению порядка до мелочей, можете заключить с собой соглашение по следующему образцу:
7) Не повредит, если в дальнейшем вы введете и вечернюю "инвентаризацию чувств". Это помогает в осуществлении последующих целей частного плана.
8) Обращайте внимание на то, чтобы ваша конечная цель была сформулирована очень конкретно и не являлась слишком масштабной или амбициозной. Перемена в поведении и эмоциональных переживаниях достигается нелегко, и реализовать это возможно лишь посредством малых, строго выверенных, взвешенных Шагов.
9) Прежде всего необходимо изменить свое поведение, только после этого возможна перемена эмоциональных переживаний.
10) Не спешите с досрочным окончанием игры. Если у вас сложится впечатление, будто по прошествии, скажем, трех недель вы уже полностью контролируете свое настроение и по этой причине можно завершить реализацию программы, то вскоре вернетесь к тому, с чего начали. Чтобы реально изменить привычный стиль жизни, следует хорошенько зафиксировать новое. Тут снова можно провести аналогию с изучением языка: на дру-гой-третий день вы еще помните выученные слова, однако через две недели они выветрятся из головы, если вы не будете заниматься их повторением.
Кроме того, полезно систематически поощрять себя за позитивные шаги и проявленную активность. Ведь и на службе вам платят регулярно, а не только два месяца со дня приема на работу. Если вы чувствуете себя настолько плохо, что сидите сложа руки и вам ничего не хочется делать, в этом случае можете поощрить себя просто за проявленную инициативу. Вместо того, чтобы пестовать жалость к самому себе, вы взяли и доставили себе удовольствие (см. перечень).
Спустя шесть недель снова подведите итоги, какими приятными занятиями и в каком количестве вы себя потешили (воспользуйтесь своим первоначальным списком, при необходимости можете его дополнить). Наверняка дела у вас идут лучше прежнего.

Противоядие против самоистязательских игр (рук-во для рационалистов)

Действие самоистязательских игр обусловлено тем, что посредством ориентации на негативное вы попадаете в заколдованный крут и постоянно раскручиваете спираль плохого настроения или депрессии. Нередко люди не отдают себе отчета, что источник зла находится в них самих, поскольку их мысли денно и нощно вертятся вокруг неудач прошлого и тревог о будущем. Чтобы разрушить данный стереотип, следует прежде всего разобраться в своих подходах и попытаться направить мысли в иное, более позитивное русло.
Попробуйте сверить ход своих мыслей со следующим инвентарем (составлен по М. Шлепецкому):
1. Я живу интересно.
2. Я кое-что значу в этой жизни.
3. Живу не тужу.
4. У меня большие планы на будущее.
5. Я умею контролировать ситуацию.
6. Любопытное явление.
7. Приятно провести свободный вечерок.
8. У меня достаточно времени для своих любимых занятий.
9. В целом люди мне нравятся.
10. Можно сказать, что я счастливый человек.
11. Забавная (комичная) ситуация.
12. Не хотел бы пропустить такое событие.
Б. 1. Я никогда не избавлюсь от сексуальной закомплексованности.
2. Я сбит с толку происходящим.
3. Любви не существует.
4. Моя жизнь бессмысленна.
5. Мне страшно.
6. Никто меня не любит.
7. По нынешним временам дружба не в цене.
8. Мне не хватает терпения.
9. Все это не имеет никакого смысла.
10. С моей стороны это была глупость.
11. Так и в психушку загреметь недолго.
12. Человеческое существование, жизнь человека бессмысленны.
13. Я отвратителен.
14. Я не умею выражать свои чувства.
15. Никогда не могу сказать точно, чего хочу.
16. Я не способен полюбить.
17. Я ни на что не гожусь.
18. Я сам во всем виноват.
19. Почему я такой невезучий?
20. В голову лезут одни неприятности.
21. Прямо не за что ухватиться.
22. Производить на свет детей - жестоко, человеческая жизнь ничего не значит.
23. Я никогда не сумею избавиться от депрессии.
24. Обстоятельства настолько запутанны, что всякое противодействие бессмысленно.
25. У меня недостает силы воли.
26. Просыпаться и то не хочется.
27. Иногда кажется, что лучше было бы умереть.
28. Люди наговаривают на меня.
29. Дела мои чем дальше, тем хуже.
30. У меня плохое настроение.
31. Что бы ты ни делал, людям все равно не угодишь.
32. Жизнь - штука несправедливая.
33. У меня никогда не будет настоящих друзей.
34. Не могу себе представить, какой будет моя жизнь через десять лет.
35. Со мной происходит что-то неладное.
36. Я эгоист.
37. Память у меня ни к черту.
38. Я чувствую себя не в своей тарелке.
39. Я легко ранимый, обидчивый человек.
Прочитайте данный список еще раз, помечая крестиком утверждения, которые согласуются с мыслями, посещавшими вас в течение последних шести недель. Далее подсчитайте количество крестиков в разделе А (позитивные мысли) и в разделе Б (негативные мысли). Число негативных мыслей разделите на число позитивных. Если ваша оценка превысит два балла, то именно вам и предназначается следующая игра.
Сделайте себе что-то вроде словарика и по несколько раз в день с одной его стороны записывайте все позитивное, что приходит вам в голову, а с другой - негативное (можете пользоваться положениями вышеприведенного инвентаря, но ничто не мешает вам расширить его в соответствии со своими потребностями). По-видимому, вам не удастся записать каждую мысль, пришедшую на ум в течение дня. Поэтому предусмотрите регулярные сроки, когда вы будете вносить свои записи в словарик (после завтрака, обеда, ужина, перед сном). Таким образом фиксируйте мысли на протяжении недели, а затем создайте собственный список позитивных и негативных мыслей, основываясь на приобретенном опыте. Вполне естественно, что некоторые из них будут повторяться, более часто волновать вас.
Подведите итоги тем же способом, что и прежде.
Вы должны научиться контролировать свои мысли. Сделать это вам помогут следующие игры.

Время, преисполненное страданий.

Для работы с неприятными негативными мыслями, которые удручают и давят на психику, выберите определенное время в течение дня, когда в обязательном порядке будете уделять им внимание. Речь может идти о любых свободных тридцати минутах (например, вечером), но можно предусмотреть для этого "черную пятнадцатиминутку" на каждые два часа. В то время, когда вы будете разбираться со своими страданиями, вам не следует делать ничего постороннего - ни есть, ни пить, ни как-либо контактировать с окружающими. Чтобы подход возымел действие, необходимо строго придерживаться установленной программы (то есть полчаса ежедневно в заранее определенное время, либо по пятнадцать минут каждые два часа); если данное занятие совпадет по времени с каким-нибудь важным делом, то, по возможности, с утра внесите во время необходимые коррективы. Для порядка запишите: "Мое преисполненное страданий время начинается... и заканчивается..."

Паникерство

Выберите из своего списка мысли, которые мучают вас всего сильнее, или такие, которые встречаются в нем чаще других. Каждый день останавливайте выбор на одной из них и уделяйте ей внимание около получаса. Представьте себе, будто бы то, чего вы так опасались, действительно произошло, причем события развивались по драматическому сценарию и имели такие же драматические последствия. Не возбраняется ни один из самых ужасных исходов. Чем большую волю вы дадите своему воображению, доводя ситуацию даже до абсурда, тем скорее уясните смехотворность своего нынешнего положения, и ваши страхи рассеются.

Позитивная переоценка

Большинство событий в нашей жизни не являются ни плохими, ни хорошими, а заключают в себе и то, и другое. Это, как говорится, с какой стороны посмотреть. Речь идет не о раскрутке защитного механизма "Сладкие лимоны", а о сосредоточении на том, что в той или иной ситуации хорошего и как это позитивное можно использовать. Сыграйте сами с собой в игру поисков положительного в явлениях, которые всеми обычно расцениваются как носящие чисто негативный характер. Чтобы это действительно было игрой, вы должны отнестись к заданию с легкостью и юмором. Составьте список из пяти отрицательных качеств, присущих человеку, или пяти негативных явлений. Затем попробуйте найти в этом положительные стороны. Опять же неплохо довести дело до абсурда, например: убийца - добровольный помощник правительства развивающейся страны, который занимается эффективной регуляцией народонаселения; пожар - событие, способствующее перестройке чего-либо не на словах, а на деле и т. д.
В эту игру можно играть и серьезно. Изложите на бумаге суть пяти ситуаций, которые могут иметь место в вашей жизни, которых вы опасаетесь и последствия которых способны оказаться для вас как просто неприятными, так и драматическими.
Допустим, вы написали следующее:
1. Развод
2. Потеря работы
3. Падение доходов
4. Квартирная кража
5. Голод и отсутствие денег на пропитание
Согласитесь, что в целом это скорее драматические, нежели просто неприятные события. Можно ли в них обнаружить какие-либо плюсы? Как это ни странно, можно. Например:
1. Наконец-то я не должен заботиться ни о ком, кроме себя;
могу снова жениться; сегодня уж точно не будет ссоры с женой...
2. Как хорошо, что теперь не нужно появляться в этой злосчастной конторе. Отныне можно не здороваться при встрече с бывшим шефом; у меня будет много свободного времени; жить буду без будильника...
3. Инфляция больше не угрожает моим вкладам. Прекрасно, когда нет денег, не нужно ломать голову над тем куда их пристроить...
4. Вот и избавился от старых вещей. Уж теперь-то я врежу надежные замки, да и с криминалистами познакомился...
5. Я стану стройным. Узнаю, как сервируют столы в благотворительных столовых Армии спасения. Мне не нужно готовить самому. Не нужно притрагиваться к этим деньгам, кишащим микробами.

Ловец блага

Что бы с вами ни происходило, во всем стремитесь отыскать положительные стороны. Речь идет не о механизме самообмана, а о том, чтобы просто научиться видеть хорошее. В данной игре все ваши интерпретации должны носить реальный характер. Например, если вы находитесь в отпуске и идет Дождь, радуйтесь тому, что он прибивает пыль и от этого воздух становится чище. Дождик поливает все живое, и растительный мир предстает во всей своей красоте. Дождь смывает грязь с улиц, наполняет водой канавки в саду, и теперь вам надолго хватит ее для полива. Благодаря дождю вы не слоняетесь по улице и можете, наконец, заняться насущными домашними делами. Когда идет дождь, хорошо читается, спится и т. д. Дождь благотворно влияет на качество подземных вод, и теперь не нужно будет искать колодезного мастера, дабы он углубил колодец. От дождя прорастут грибы, лучше будет клевать рыба, наконец, кое-кто перестанет придираться к тому, что вы моете машину водой из городского водопровода. С этой точки зрения можно подходить ко всему, чем человек занимается в течение дня. Например, радуйтесь тем приятным ощущениям, когда вычистите зубы, примете душ, приготовите кофе, вкусную еду, сделаете утреннюю пробежку (догоняя трамвай) и т. д.

Самохвальство

Самохвальство, говорят, дурно попахивает. У кого как. К вам это не относится. Почему бы не похвалить (или не поощрить) себя за все, что вы сделали сегодня хорошего? Избавьтесь от пут стереотипа, вбитого вам в голову воспитателями или кем-либо из вышестоящих лиц - мол, совершили доброе дело, так это само собой разумеющееся, о чем и говорить-то не стоит, а вот согрешили в чем-либо - получите заслуженное наказание. Попробуйте другой подход. Оцените только то позитивное, что вы сегодня сделали, а то, чего не удалось осуществить, в расчет не берите (у вас и не могло получиться все, это очевидно). Можете даже записать положительные результаты. Например:
- Вовремя встал.
Приготовил завтрак для всей семьи и отдельно второй завтрак детям в школу.
- Вовремя пришел на работу.
- Сварил коллеге кофе.
- Выполнил...
- Завершил работу над...
- Вечером поиграл с детьми, помог им сделать домашнее задание.
- Вымыл посуду и т. д.
Если такого рода записи вы будете делать в течение всего дня, то не перестанете удивляться, сколько всего хорошего, полезного для себя и для других вы совершаете. Не позволяйте своей неуемной совести сбить вас с толку, будто бы в этом состоит ваш долг. Не забудьте и поощрить себя - либо просто похвалой в свой адрес, либо тем, что доставите себе какое-нибудь маленькое удовольствие.
Никогда не забывайте о вознаграждении. Оно столь же - если не более - существенно, как сам апробированный вами подход. Ведь речь идет о разрушении устоявшегося стереотипа поведения, того ритуала, когда вы сначала себя наказываете, мучаете, расходуя на это массу времени и энергии, а потом вдруг поощряете.
Каким образом? А вот каким: вы говорите себе, мол, сегодня я чувствую себя ужасно, ничего у меня не получается, стало быть, отложу важные дела на потом, а вместо этого доставлю себе какую-нибудь радость. Так вы лишний раз укрепляете стереотип самовоспроизведения депрессии и разлада с самим собой. Плохое настроение оправдывает себя, ибо "ребенок" внутри вас тем самым одерживает верх - получает свою награду. Совесть же и ваше рациональное "я" как бы дремлют, ведь сегодня такой неудачный день... Отчитывая себя, копаясь в собственных недостатках, вы все глубже увязаете в самобичевании. Представьте, к примеру, что у вас есть друг, который всякий раз, когда вы к нему заходите, разражается критической проповедью в ваш адрес. Вы только и слышите от него, какой вы несносный и что именно вы сделали не так. Результат очевиден - вы просто перестанете приходить к нему в гости и со временем исключите его из числа добрых знакомых. Но убежать от себя не так-то легко. Между тем, в отличие от поведения других людей, на собственные мысли можно накинуть уздечку. Единственный выход из порочного круга депрессии заключается в позитивном образе мышления. В ориентации на хорошее, достойное похвалы. Требуется только одно - раскрыть глаза на доброе.
Как выбраться из депрессии (для лиц, обладающих даром воображения)
Для некоторых людей рациональный способ поведения является чуждым. Еще меньше их устраивает ведение какого бы то ни было учета своих поступков, мыслей, переживаний. Если вы принадлежите к данному типу людей, то, ничем не рискуя, можете воспользоваться любой из вышеприведенных игр без осуществления записей. Но можете избрать и другие подходы, основанные на позитивном использовании силы собственного воображения. В этом плане они имеют сходство с предыдущими техниками. Заранее предполагается, что человек влияет на самого себя (а в конечном итоге и на окружающих, вынужденных так или иначе реагировать на его поведение) посредством своих ожиданий.
По сути, все деструктивные самоистязательские игры так или иначе связаны с ожиданием драматического исхода (будь они ориентированы как на прошлое, то есть на причины того, почему нам не везет в жизни, так и на будущее, то есть на то, что дела наши будут обстоять чем дальше, тем хуже). Стало быть, речь идет о деструктивном использовании силы воображения. Однако своим фантазиям можно придать и конструктивный характер, представляя себе все то хорошее, что нас, несомненно, ожидает.
Решайте сами, станете ли вы интерпретировать результаты данных подходов как способ влияния на метаболизм собственного мозга (с тем, чтобы он продуцировал эндорфины, создающие хорошее настроение) или же пополните ряды тех, кто считает, что человек, пребывая в депрессивном состоянии, ведет себя раздраженно по отношению к окружающим и те платят ему той же монетой, а следовательно еще больше портят ему настроение.
Можете поверить на слово, что энергетика какого-то определенного качества имеет свойство притягивать энергетические объемы того же качества. То есть если ваше воображение или мысли отличаются позитивностью, они притягивают к себе, порождают именно позитивные формы, так что, уверовав в свою привлекательность, вы и становитесь привлекательными. Все то, что вы посылаете в космос, возвращается к вам в той же модальности. Что посеешь, то и пожнешь.
С практической точки зрения, неважно, каков принцип действия изложенных подходов. Факт остается фактом - они действуют. Вы должны им доверять. Вернитесь к предыдущей главе, к техникам, предполагающим использование силы воображения. Любой из них вы можете воспользоваться и для улучшения настроения. Разве что внесите коррективы в содержательную сторону вопроса. Ваша цель - улучшить свое настроение или, если хотите, выработать в себе позитивное отношение к действительности.
Важную роль в этом играет успешное овладение приемами релаксации и расслабленного сосредоточения. Они требуют времени, а ведь когда человек чувствует себя плохо, он обычно ждет мгновенной помощи. Прежде, чем вы овладеете релаксацией, можете оказать себе помощь тем, что для своих занятий будете использовать время непосредственно перед сном или сразу после пробуждения; еще лучше - оба эти момента.
Если исходить из первоначального смысла понятия "коммуникация", то речь идет о путях сообщения, связывающих какие-либо части здания или объекты. Это путь, ведущий из пункта А в пункт Б и устроенный таким образом, чтобы по нему было удобно передвигаться. Такими же "удобопроходимы-ми" хотелось бы иметь и пути, по которым к нам поступает информация. Но с этим, конечно, дело обстоит сложнее.
Возьмем, к примеру, радиосигналы. Качество звука, который мы слышим из приемника, во многом зависит от чистоты канала распространения радиоволн (могут иметь место помехи), однако не менее важно и качество передающего и принимающего устройств. Речь идет о языке техники. Кроме того, всем известно, что с помощью качественного передатчика можно передавать в эфир как информацию, так и дезинформацию. То же относится и к приему. Важно не только то, что именно и в каком виде доходит до слушателя, но и то, что этот слушатель хочет или не хочет воспринимать, если говорить о занимаемой им позиции, его взглядах и предубеждениях. У радио сидят не автоматы, а живые люди. Они же находятся и у микрофона. Последним, как и всем нам, свойственны противоречивые взгляды и предрассудки, оказывающие влияние на все, что они говорят. Если диктору надлежит что-либо назвать белым, а он в этом полностью не уверен, в его речь непроизвольно (или же он делает это сознательно, хотя подобные взгляды не разделяются его начальством) закрадываются оценочные нотки. И слушатель "между строк" улавливает, что все это темно-светло-серое, отнюдь не белоснежное, могло бы быть белым, если бы... не выглядело таким блеклым, несколько затасканным, пожелтевшим, запыленным, а то и засаленным, и даже испещренным какими-то крапинками.
Искусству чтения мыслей "между строк" мы обучились почти в совершенстве, однако это не распространилось на сферу наших ежедневных контактов. Мы по-прежнему тешим себя иллюзиями насчет того, что и как сообщаем друг другу и что воспринимаем из выступлений других людей. Перечень наших грехов общения внушителен. Приведем из него лишь некоторые.
1) Мы с вами переоцениваем слова. В гораздо большей степени значение и смысл сообщаемого содержатся в невербальных проявлениях, которыми данные слова сопровождаются. Немалую роль играют оттенки речи (например, саркастический тон совершенно меняет смысл высказывания). Важны интенсивность и скорость речи (очевидна разница между криком во все горло и спокойным тихим сообщением), немаловажно также и то, как мы выглядим во время разговора, какие жесты себе позволяем, как стоим (скажем, расслабленно или, напротив, в позе хищника, готовящегося к прыжку).
Давайте попробуем по-разному произнести фразу: "Ну, так иди в ресторан!". Представьте, будто слова эти говорит жена своему подвыпившему муженьку, требующему в полночь накормить его ужином. Затем произнесите это как реплику супруги, муж которой только что раскритиковал качество предложенной ему еды. Попробуйте сказать данную фразу в виде просьбы женщины, которая ждет не дождется, когда ее муж сбегает за прохладительными напитками, а потом в форме доброго совета одной приятельницы другой, сетующей на то, что она не знает, где купить готовые кнедлики*. Или в качестве такого же доброго совета знакомому, который в отчаянии от того, что не может найти жестянщика. Это тоже будет звучать несколько иначе. Чувствуете разницу? Между тем слова одни и те же, меняется лишь контекст (поэтому, кстати, мы всегда однозначно понимаем фразы из романов - там он всегда ясен).
2) В большинстве сообщений присутствует (по крайней мере, должна присутствовать) информация, или, если угодно, факты и оценка излагаемого говорящим, то есть считает ли он данный факт кошмарным, плохим, хорошим или прекрасным.
К примеру, сообщение о том, что партия XY получила в парламенте восемьдесят процентов мест, может быть подано и как трагедия, и как самое радостное событие года. Но выборы проходят нечасто, в то время как свой оценочный подход мы демонстрируем сотни раз в день. Например, если мы скажем девушке: "Что и говорить, волосы у тебя длинные!", то из написания данной фразы еще не будет понятно, восхищаемся мы ее волосами или же даем понять, что, мол, волос-то длинен, да ум короток. Впрочем, наши собеседники не всегда улавливают подтекст, даже имея в распоряжении невербальную информацию. А может, и улавливают, однако их ответы не позволяют установить, на что же именно они реагируют: на факт, содержащийся в сообщении, или на оценочную позицию говорящего.
3) Можно вести ангельские речи, но если наши помыслы нечисты, то все старания будут тщетны. В этом смысле наше поведение не обязательно носит конкретный характер. К примеру, мы можем твердить кому-либо, как сильно мы к нему привязаны, а стоит ему позвонить и сказать, что только что от него уехала неотложка, температура у него под сорок и он просит сбегать в аптеку за лекарством, как мы тут же сообщаем, что не имеем возможности помочь, поскольку опаздываем в кино. Если наши вербальные проявления находятся в противоречии с невербальными, результат закономерен. На словесном уровне такой стиль поведения характеризует фраза: "Мягко стелет, да жестко спать".
4) В теории распространения информации предполагается, что при отсутствии помех на линии сообщение, передаваемое в эфир, будет принято без искажений. Несомненно, при распространении радиоволн так оно и происходит. Иначе обстоит дело с людьми. Казалось бы, они говорят на одном языке, однако даже в одном городе они могут по-разному воспринимать одни и те же слова.
В итоге возникают мучительные, а порой и комические ситуации. Нынешние школьники, благодаря знанию словацких слов, выразительно ухмыляются при чтении "Разбойничьей сказки" К. Чапека. Им невдомек, что великий писатель, назвав возлюбленную разбойника Кокоткой, имел в виду французское по происхождению слово "кокетка", а не созвучное ему в чешском языке уменьшительное обозначение фаллоса.
5) Все принимающие информацию оценивают ее сквозь призму своих взглядов, позиций, предрассудков и ожиданий.
По этой причине они воспринимают ее избирательно. Одно слышат (по крайней мере, улавливают на слух), другое же пропускают мимо ушей. В результате от их внимания может ускользнуть именно то, что говорящий считает ядром своего сообщения.
6) Не дайте себя обмануть классическому определению, будто фраза есть мысль, выраженная в словах. Мыслительная деятельность развивается по совершенно иным законам, и подключение к ней слов представляет собой более сложный процесс, нежели думают наши учителя. Справедливо и другое.
Если за безупречным по форме устным высказыванием не скрывается глубины мысли, оно становится абсолютно безынтересным.
7) Существует иллюзорное предположение, будто люди говорят друг с другом с той целью, чтобы обмениваться информацией. Чаще, однако, мы преследуем совсем другие интересы.
А именно, извлечь посредством контакта какую-либо эмоциональную выгоду. Возьмем, к примеру, символическое поглаживание, типичное для беседы двух влюбленных и представляющееся стороннему наблюдателю простым "воркованием". В каком-то смысле так оно и есть, когда речь идет о взаимных заверениях: "Нам хорошо вместе" и "Как хорошо, что мы вместе".    Вернуться в начало

 

      Вирус зла.
   Как преодолеть депрессию и обрести энергию для жизни.
Причина депрессий и психозов - энерго-информационные вирусы
Лечение депрессии. Рекомендации для родственников и больных. 
Причины и признаки затяжных депрессий, неврозов и психозов.
Не принимайте Дар Небес за кару небесную.
Исцеляющая магия Слова Русского
Начни осуществлять свою Мечту!

Navigation menu