Дом Мечты
Благоустройство домов и коттеджей. ДорожкиСтроительство садовых дорожекВнешний вид участка во многом зависит, насколько удачно спланированы и выполнены на нем пешеходные и автомобильные (садовые) дорожки. Для строительства садовых дорожек используют различные недорогие и доступные местные материалы. Профиль дорожек любой ширины должен быть выгнутый, т. е. по отношению к поверхности почвы их устраивают выпуклыми для стока воды - широкие с уклоном от центра к краям (2- 3 см на погонный метр). Рис 1. Дорожки: Основание садовой дорожки закладывают на глубину 10-20 см (желательно на штык лопаты). Дорожки из шлака, щебня и строительных отходов (бой кирпича, остатки бетона и раствора, гальки от просеянного песка и др.) устраивают так: Разметив место для дорожки по плану благоустройства участка, выкапывают канаву глубиной 15 см (с выпуклым дном) и шириной, соответствующей назначению дорожки, например, для тележки ширина должна быть на 20-30 см больше колеи ее колес и т. д. Дно канавы утрамбовывают и засыпают крупным шлаком, щебенкой или битым кирпичом слоем 10-12 см, затем его поливают водой и еще раз утрамбовывают. Сверху насыпают мелкий шлак слоем, 4-5 см и опять утрамбовывают, поливая водой (рис. 1, а, б, в). Основание покрывают жирной глиной слоем 1-2 см и засыпают его мелкой щебенкой или шлаком слоем 2-3 см с утрамбовкой. Для таких дорожек устройство бордюров не рекомендуется, так как они ухудшают сток воды. Дорожки из кирпича прочны и практичны. Красный, пережженный кирпич, так называемый "половняк" (дешевые отходы кирпичного производства), укладывают и плашмя, и на ребро. Технология подготовительных работ для дорожек с кирпичным покрытием такая же, как и для дорожек из шлака, с той лишь разницей, что в качестве основания используют крупнозернистый песок, насыпая его слоем 10 см и разравнивая так, чтобы в середине образовалась выпуклость, затем его смачивают водой и укладывают кирпичи по заранее выбранной схеме покрытия (укладка по схемам 1 и 2 наиболее практична, так как идут в дело даже половинки и уголки кирпича (см. рис. 2, д, поз. 1, 2). По краям дорожки для образования небольшого бордюра кирпичи укладывают на ребро (см. рис 2, поз. 4). Такую кладку можно рекомендовать только при небольших объемах работ или для участков дороги с повышенной нагрузкой. Рис 2. Виды мощения дорожек из кирпича: 1 - попеременными рядами; Кирпичные покрытая, уложенные на песке, тщательно утрамбовывают деревянным бруском, перед началом эксплуатации обильно поливают водой. Дорожки с покрытием из бетонных плит размером 20x20 см, 40x40, 50X50 см и толщиной 4-10 см, которые есть в розничной продаже, находят все большее применение. Они имеют красивый внешний вид, прочны и долговечны. Основание для них делают из песка. Плиты укладывают сплошным рядом или с небольшими промежутками шириной 4-6 см с засыпкой их грунтом и подсевом травы (рис. 3, б). При желании бетонные плиты можно изготовить хозяйственным способам. Для этого подготавливают опалубку - форму из деревянных брусков сечением 50Х 50 мм (см. рис. 3, в), в продольных брусках для фиксации поперечных выпиливают пазы глубиной 10 мм. Из полосового железа толщиной 2-3 мм гнут скобы и закрепляют их на брусках шурупами. Расклиненная опалубка должна иметь строго прямоугольную форму. Основанием формы может служить любое твердое покрытие (например, листовое железо), не пропускающее влагу и удерживающее при укладке бетона цементное молоко. Рис 3. Дорожки из бетонных плит: При самостоятельном изготовлении плит появляется возможность сделать фактуру их лицевой поверхности более декоративной, например, включением в нее гальки, осколков разноцветного кафеля или толстого (зеркального) стекла, покрашенного с одной стороны краской яркого цвета. Делается это при помощи несложного технологического приема, заключающегося в том, что осколки лицевой стороной наклеивают растворимым в воде клеем, например обойным, на лист бумаги сверху накладывают форму (рамку), смачивают водой и заливают бетоном. После его затвердевания бумагу смывают теплой водой, а лицевую поверхность плиты обрабатывают сухим цементом - "железнят", что значительно увеличивает ее прочность и долговечность, так как цемент, заполняя малейшие трещины, препятствует разрушению плит при отрицательных температурах воздуха. Такие декоративные плиты лучше укладывать не сплошными рядами, особенно при покрытии площадок, а каждую отдельно или по две-три плиты вместе с расчетом на какую-либо композицию. Дорожки с покрытием из монолитного бетона практичны и долговечны, а отделанные расшивкой под природный камень очень декоративны. Их целесообразно устраивать в двухколейном исполнении для автомашины. Глубина закладки основания пешеходной дорожки- 8-10 см, автодорожки - 40-50 см (рис, 4, а, в). После разметки по краям вырытой канавы устанавливают деревянную опалубку из обрезных досок толщиной 20-40 мм с таким расчетом, чтобы верхняя кромка их выступала над уровнем земли на 3-6 см, что обязательно следует выдерживать, так как с годами трава на участке, разрастаясь, способствует увеличению горизонта поверхностного слоя почвы и дорожка оказывается на одном уровне с ней, что ухудшает водосток и затрудняет уход за дорожкой - чистку снега и сметание мусора. Выравнивают опалубку при помощи уровня или шнура, доски ее на стыках закрепляют колышками. Для окончательного укрепления внутрь опалубки равномерно подсыпают щебень, а снаружи - грунт. После закладки основание выравнивают, утрамбовывают, обильно смачивают водой и заливают бетоном. При строительстве автодорожек можно значительно сократить затраты труда за счет уменьшения глубины закладки основания на г 20-25 см. В таких случаях монолитное бетонное покрытие усиливают арматурой, используя для этого любой металлический утиль - старые трубы, полосовое железо, проволоку, металлические кровати и др. (см. рис. 4, в). Рис 4. Дорожки с покрытием из монолитного бетона: Все дорожки, особенно для автомашин, должны иметь естественный бордюр
(рабатку) шириной не менее 40 см с газонным покрытием.
Рис 5. Дорожки с покрытием из природного камня:
|